Описание: |
Доклад на 11-й ежегодной международной конференции EVA 2008 Москва.
На данный момент Россия имеет средний показатель по доступу к ИКТ, тем не менее мы находимся в состоянии последовательной трансформации в информационное общество. Страна принимала участие в Женевском (2003 г.) и Тунисском этапах (2005 г.) Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. На региональном (федеральном) уровне эта тенденция была закреплена в 2005 г., когда в Санкт-Петербурге под эгидой ЮНЕСКО состоялась Международная конференция «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу». Окончательная «легализация» тренда – «к информационному обществу» - произошла в таком документе, как «Стратегия развития информационного общества в России».
На российское образование с 1999 г. (года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств) влияет «Болонский процесс», под которым именуется движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего высшего, в странах Европы. К позитивным моментам в образовательной сфере можно отнести уменьшение аудиторной нагрузки. Сокращение аудиторного времени не означает уменьшение нагрузки на преподавателя и студента. Увеличение доли внеаудиторной активности ведет к возрастанию фактора IT в учебном процессе.
Локальные и глобальные сети пронизывают собою образовательное пространство. Благодаря им происходит перенос рутинной работы в IT-сферу, освобождение преподавателя от необходимости транслировать информацию, давая ему возможность сконцентрировать усилия на «форматировании сознания» студента. География – удаленность от интеллектуальных и культурных центров – уже не играет прежней роли.
У современного человека обострена потребность в локальном и глобальном позиционировании себя. И тут на помощь приходит особая информационная ниша – блог-сообщество, где формируются даже неформальные виртуальные университеты, которые уже пробуют конкурировать с реальными университетами. Социальные сети в значительной мере и образовательные социальные сети, а потому неудивительно возникновение виртуальных университетов.
Сети предлагают свои особые статусы. Таким образом, сеть формирует свои системы стратификации, иерархии, и тенденция здесь одна – выявить подлинный порядок вещей. В развитии сетей информационных и социальных можно отметить о наступлении следующей фазы эволюции сетей. За реальным человеком сегодня скрываются значительные виртуальные «силы», так что помимо социальных структур, появляются и сетевые структуры. Сетевые сообщества отвечают духу гражданского общества, формируя сети гражданского действия. Они содействуют укреплению человеческих отношений, формируют атмосферу постоянного общественного контроля за государственными институтами, облегчают обмен информацией и улучшают ее качество, выступают альтернативными СМИ, создают модели сотрудничества. Так новые технологии создают условия для формирования гражданского общества. Те же технологии и революционизируют учебный процесс. Так что с учетом имеющихся тенденций в технологической и информационной сферах нам следует ожидать не только повышения индекса доступа к цифровым технологиям, но и радикальных изменений в социальной сфере и, прежде всего, в образовательном процессе.
|