Сайты органов власти России не предоставляют полной информации, являющейся общественным достоянием

        
Сайты органов власти России не предоставляют полной информации, являющейся общественным достоянием
 
2008-11-10 (Москва)
 
Независимая организация Институт развития свободы информации (ИРСИ) обнародовала данные масштабного исследования, которое легло в основу «Национального доклада о доступе к информации о деятельности органов власти в Российской Федерации». Основой доклада стала юридическая оценка текущего состояния законодательства о доступе к информации о деятельности органов власти и выработка подходов для совершенствования законодательства в этой сфере.

Право на доступ к информации - одно из фундаментальных прав в правовом демократическом государстве. Конституционно закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Доктрина информационной безопасности, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 года, ставит соблюдение конституционного права человека и гражданина в области получения информации и пользования ею на первое место среди национальных интересов России в информационной сфере.

Однако, согласно проведенному ИРСИ исследованию, в отношении законодательных механизмов обеспечения права на доступ к информации проблема остается нерешенной: не смотря на то, что за последнее время был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере доступа к социально значимым сведениям (Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др.), в России до сих пор отсутствует даже законодательное определение понятия «информация о деятельности органов власти».
 
На основе анализа правовой базы доступа граждан и журналистов к информации о деятельности госструктур, а также практической его реализации, специалисты института отмечают следующие проблемы, связанные с доступом к государственной информации, являющейся общественным достоянием:
 
  • в России отсутствует закон о доступе к государственной информации, являющейся общественным достоянием, хотя законопроект был разработан в 2007 г. и внесен Правительством в Госдуму;
  • граждане плохо информированы о своем праве на доступ к информации - среди 1,5 тыс. опрошенных исследователями респондентов только 55% были уверены, что право на доступ к информации закреплено в законодательстве;
  • на сайтах государственных органов представлена только четверть от законодательно установленного объема информации, которая должна быть доступна для граждан (главным образом недопредставлены сведения о проводимых тендерах и экологическая информация). На них сложно найти актуальные контакты и/или бланки тех или иных заявлений. Редко предоставляется возможность предварительной проверки через Интернет, верно ли заполнена какая-либо официальная форма. Отправить заявление через Интернет пока невозможно;
  • ряд госструктур устанавливает неадекватно высокую плату за доступ к имеющейся на их сайтах информации. Например, плата за годовой удаленный online-доступ к сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц  установлена в размере 150 тыс рублей. Исследователи из ИРСИ отмечают, что эта сумма не соразмерна затратам на обеспечение такого доступа: "Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий должно не усложнять процесс взаимодействия граждан с органами власти, а упрощать его, и делать государственные услуги доступнее и дешевле для граждан", — говорится в докладе;
  • большинство сотрудников органов государственной власти не видят проблемы доступа к информации в России.
ИРСИ с 2004 г. ведет мониторинг сайтов органов власти, оценивая их доступность и открытость по трем сотням параметров, разработанных институтом на основе российских законов. По результатам оценки составляется рейтинг.
 
В 2007 г. самым открытым федеральным органом исполнительной власти стало Министерство по чрезвычайным ситуациям (открытость — 49,3%), региональным — Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (63,13%), региональным органом законодательной власти— Законодательное собрание Петербурга (70,36%).
 
ИРСИ планирует сделать доклад о свободе информации в России ежегодным.
 
Подготовлено по материалам Института  развития свободы информации и CNews
 
Ссылки по теме:
 
© 2006-2013 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”