ИФЛА & ЮНЕСКО – важные партнеры

 

ИФЛА & ЮНЕСКО – важные партнеры

 

2011-22-08

 

13-18 августа 2011 года в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико) проходил Всемирный библиотечный и информационный конгресс: 77-я Генеральная Конференция и Ассамблея ИФЛА, тема которого в этом году – «Библиотеки больше, чем библиотеки: интеграция, инновации и информация для всех». Публикуем интервью с Янисом Карклинсом, заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации, которое он дал в ходе мероприятия.

 

 

В каких областях ЮНЕСКО сотрудничает с ИФЛА в данный момент?

ИФЛА является одним из стратегических партнеров ЮНЕСКО, и мы совместно осуществляем ряд инициатив: по сохранности всемирного документационного наследия в рамках программы «Память мира»; по продвижению доступа к многоязычногому и мультикультурному контенту с помощью Мировой цифровой библиотеки, совместного проекта ЮНЕСКО и Библиотеки Конгресса США; продвижении медийной и информационной грамотности, принципов открытого доступа к информации. Кроме этого мы сотрудничаем в реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS).

 

ИФЛА согласилась стать одним из организаторов Международной конференции по цифровой сохранности, которую ЮНЕСКО планирует провести в сентябре 2012 года.  Среди задач конференции – привлечение внимания к проблеме в руководящих кругах, решение вопросов цифровой сохранности и разработки стратегий по оцифровке в мире. Участники конференции рассмотрят Хартию о сохранении цифрового наследия, принятую ЮНЕСКО в 2003 г., и обсудят текст возможных поправок с учетом развития технологий за прошедшие 10 лет. Опыт ИФЛА в этом отношении для нас бесценен, и мы рассчитываем на тесное сотрудничество.

 


ЮНЕСКО работает с Секцией по информационной грамотности ИФЛА по разработке индикаторов медийной и информационной грамотности. Расскажите нам об этом сотрудничестве.

ЮНЕСКО вместе с экспертами проанализировала различия и аналогии в информационной грамотности  и медийной грамотности. Анализ показал параллели в навыках, необходимых для этих, а также других видов грамотности. Работа в области медийной и информационной грамотности (MIL) должна рассматриваться как процесс с целостным подходом, описывающим основные необходимые способности (навыки, жизненная установка и знания) для успешной деятельности в развивающихся обществах знания.

 

Секция по информационной грамотности ИФЛА, один из важных партнеров ИФЛА, любезно согласилась изучить и проанализировать обоснованность теоретической и концептуальной базы MIL, а также методологии. Семинар был запланирован на 11 августа, к участию  были приглашены все эксперты ИФЛА в этой области.

 

В 14 июля в Стамбуле, Турция на ежегодной Международной конференции Международной ассоциации исследований в области медиа и коммуникаций (IAMCR), ЮНЕСКО представила концепцию MIL  и ее показатели более 30 экспертам в области медийных изучений, образования, социальной антропологии и т.д.  Несмотря на то, что в целом концепция получила положительные отзывы, многие высказались о необходимости усилить элементы, обеспечивающие доступ к свободе высказывания и уделить большее внимание коллективным способностям. Результаты обсуждений в Турции будут представлены на заседании экспертов ИФЛА. Я надеюсь, на заседании в Сан-Хуане обсуждение концепции продолжится.

 

Стоит добавить, что ЮНЕСКО разработала учебный курс для преподавателей, который был представлен на недавней международной конференции в Марокко (15-17 июня 2011 г.). Пилотные проекты пройдут в скором времени в 12 странах мира.

 

 

ЮНЕСКО недавно провела в Италии конференцию, посвященную электронным книгам. Каким вопросам должны уделить внимание библиотеки? Изменят ли электронные книги ситуацию?

 

Конференция по электронным книгам, состоявшаяся в этом году в Монзе, привела к выработке нескольких серьезных заключений. Электронная книга меняет взаимоотношения с читателем и ведет к глубоким и очень прогрессивным переменам в профессиональной издательской деятельности.  Электронная книга – это не просто «книга», ставшая «электронной». Это совершенно другое понятие, более близкое с лицензией или временной авторизацией. Как показало обсуждение, электронные и печатные книги существуют параллельно, иногда дополняют и даже подкрепляют друг друга. Традиционная цепочка производства и распространения эволюционирует и коренным образом меняется, но, тем не менее, она существует. Другими словами, у нас все еще есть авторы, издатели, художники-оформители, переводчики, редакторы, распространители, продавцы и библиотекари; но кроме этого существуют электронные издатели, литературные блоги, веб иллюстраторы и графические дизайнеры. Безусловно, в дальнейшем, в производственном процессе традиционных печатных текстов будут использоваться новые цифровые технологии.

 

В контексте библиотек участники конференции пришли к выводу, что оцифровка в библиотеках – это неизбежный и необратимый процесс, ведущий к развитию сотрудничества. Библиотеки приобретают более значимую роль и влияние в общества благодаря расширению своей деятельности и увеличению читательской аудитории. На протяжении всей истории библиотеки никогда не обслуживали такое количество читателей как сегодня. Но оцифровка создает для библиотек ряд проблем, которые необходимо принимать во внимание: вопрос доступа, сохранности и защиты данных. Мы должны решить эти вопросы в открытом обсуждении и найти наиболее оптимальную модель для различных типов экономического общества, основывающуюся на свободе высказывания, свободном доступе к информации, соблюдении прав автором и качественном обслуживании читателей.

 

 

Поскольку в мире более 2 миллиардов людей активно используют интернет-технологии, какие задачи и возможности стоят перед библиотеками?

Во многих странах библиотеки останутся местами неограниченного доступа к информации, в том числе, с помощью новых технологий. Интернет создает новую парадигму доступа к информации; доступ к такому количеству информации никогда еще не был таким простым. Кто-то может говорить о потоке информации, доступной в Интернете, который требует наличия определенных навыков у пользователей. В этом отношении роль библиотек и библиотекарей остается столь же важной в помощи людям в их информационных потребностях.

 

Медийная и информационная грамотность становится все более важным навыком и должна преподаваться на всех стадиях и уровнях образования. Библиотеки работают над снижением цифрового неравенства и демократизации доступа к различному контенту. Они сталкиваются с проблемой развития новых навыков, а также (пере)осмысления профессионального профиля информационных специалистов. Все библиотекари должны быть хорошо подготовлены, чтобы предоставлять необходимые информационные услуги пользователям, включая группы с ограниченными возможностями, специальными потребностями и незащищенным группам населения.

 

  

Источник: ИФЛА 

 

© 2006-2013 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”