Сохранение электронной информации в России: призыв к действию

 

 

Сохранение электронной информации в России:

призыв к действию

 

Итоговый документ

 

Всероссийской научно-практической конференции

«Сохранение электронного контента в России и за рубежом»

 

Москва, 24−25 мая 2012 года

 

Значение электронной информации для науки, образования, культуры, творчества, политики, общественной жизни непрерывно возрастает. Это относится как к документам, создаваемым в электронном виде, так и к оцифрованным материалам, созданным на традиционных носителях. По своей природе электронная информация нестабильна и динамична, ее объемы постоянно превышают возможности сохранения, увеличивается многообразие форматов представления информации, типов и видов цифровых объектов, очень быстро сменяются техника и технологии, − все это создает серьезные проблемы для своевременного и адекватного развития теории, законодательства и практики в сфере сохранения электронной информации. Кроме того, возникают проблемы аутентичности электронного контента, легко поддающегося копированию, повреждениям и искажениям.

 

Доступ к электронным материалам в будущем зависит от действий, предпринятых сегодня. Можем ли мы позволить себе потерять огромные объемы сетевой и другой электронной информации, в том числе связанной с историей, культурой и наукой? Не назовут ли потомки наше время «темным информационным веком»?

 

В ряде стран вопросами сохранения электронной информации активно, целенаправленно и последовательно занимаются уже более 20 лет: принимаются, реализуются и корректируются национальные стратегии в этой сфере, проблема исследуется с политической, экономической, этической, технической и других точек зрения, ведется обучение специалистов, повышается осведомленность населения.

 

В России первая междисциплинарная конференция, полностью посвященная различным аспектам сохранения электронной информации, состоялась 24−25 мая 2012 года в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Конференция была направлена на повышение уровня информированности власти, специалистов и широкой общественности о вызовах, связанных с вопросами долгосрочного сохранения электронной информации, и различных аспектах этой проблемы, а также на создание импульса к формированию философии, методологии, стратегии, политики и деятельности на общероссийском и институциональном уровнях в этой сфере.

 

Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронного контента в России и за рубежом» была организована в рамках председательства России в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» Министерством культуры РФ, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына.

 

В конференции приняли участие около 150 руководителей и представителей федеральных и региональных органов управления в сфере культуры, науки, образования, информационных технологий и связи, печати и массовых коммуникаций, а также библиотек, архивов, музеев, НИИ, вузов, издательств, печатных и электронных СМИ.

 

В рамках конференции состоялся организованный совместно с Советом Федерации  круглый стол «Информация. Культура. Технологии», на котором рассматривались вопросы государственной политики и стратегии в области долгосрочного сохранения информации в электронном виде, формирования законодательной базы и поддержки деятельности в этой сфере. Тема информационной безопасности поднималась на экспертном обсуждении проекта документа «Основные направления государственной политики в области формирования у граждан культуры информационной безопасности», представленного на конференции по инициативе и при участии Совета Безопасности Российской Федерации.

 

Проблема долгосрочного сохранения электронной информации рассматривалась на конференции с различных ракурсов и точек зрения: международный и отечественный, федеральный и региональный опыт; профессиональная специфика различных институтов памяти и других структур, вовлеченных и/или заинтересованных в сохранении электронной информации; философские, социокультурные, политические, правовые, экономические, организационные, технологические аспекты данной проблемы.

 

Под сохранением электронной информации (включающей разнообразные электронные документы и электронные издания, отраслевые, функциональные, производственные базы данных, оцифрованные копии бумажных документов, книг и периодики, цифровые аудиовизуальные документы, интернет-ресурсы и т.п.) участники конференции понимают их отбор на долговременное (постоянное) хранение, комплектование ими библиотек и архивов, а также обеспечение к ним долговременного доступа в форме, доступной для восприятия человеком.

 

Конференция сделала вывод о том, что долгосрочное и устойчивое сохранение электронной информации − проблема обширная и сложная. В своей полноте и злободневности она недооценена и не осознаваема в России ни большинством руководителей органов управления в сфере культуры, науки, образования, информационных технологий и связи, печати и массовых коммуникаций; ни специалистами библиотек, архивов, музеев, НИИ, вузов, издательств, печатных и электронных СМИ; ни широкой общественностью. Большинство руководителей и специалистов институтов памяти не воспринимают задачу долгосрочного сохранения информации в электронном виде как актуальную и непосредственно касающуюся их деятельности.

 

Участники конференции пришли к согласию относительно того, что в России на сегодняшний день отсутствует последовательная политика в сфере долгосрочного сохранения электронной информации. Не выявлены основные стороны, заинтересованные в сохранении той или иной электронной информации в настоящее время и в будущем, и, как следствие этого, не выработаны критерии отбора информации для краткосрочного и долгосрочного сохранения. Не ведутся работы в области создания и хранения эталонной информации, доступной в той мере, в какой она нужна для предотвращения искажений. Нет нормативной базы, определяющей полномочия и обязанности различных участников деятельности в данной сфере. Отдельные наработки и опыт библиотек, архивов, музеев, НИИ, вузов, коммерческих структур в недостаточной мере проанализированы и обобщены, либо не представлены широкой общественности; не ведется сколь-нибудь последовательной подготовки специалистов, и, соответственно, в недостаточной мере разрабатываются соответствующие учебные и методические материалы.

 

Конференция приветствует усилия по привлечению внимания к данной проблеме со стороны Министерства культуры Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.

 

Долгосрочное и устойчивое сохранение электронной информации – насущная проблема, которая должна стоять перед всем обществом. Все мы выиграем от существования надежной, достоверной и целостной информации и сейчас, и в будущем.

 

Исходя из вышесказанного и опираясь на положения Московской декларации о сохранении электронной информации, принятой на Международной конференции «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы» (3-5 октября 2011 года, Москва), участники конференции обращаются со следующими предложениями:

 

к Правительству Российской Федерации – поручить федеральным органам исполнительной власти и рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации:

·        Включить вопросы сохранения электронной информации и предоставления открытого доступ к ней в качестве неотъемлемой составной части в документы, определяющие политику в сфере культуры, образования, науки и информации и в политику развития информационного общества.

·        Инициировать и поддерживать всесторонние научные исследования и разработку образовательных программ в сфере долгосрочного устойчивого сохранения электронной информации.

·        Принять меры по обеспечению осведомленности об актуальности и содержании вопроса долговременного сохранения цифровой информации в подведомственных учреждениях.

·        Организационно и материально поддерживать инициативы по просвещению населения в вопросе сохранения цифровой информации, выдвигаемые институтами памяти и другими заинтересованными сторонами, в том числе, с привлечением федеральных СМИ.

·        Рассмотреть вопрос о подготовке Национального доклада по сохранению электронной информации с целью:

o       выявления и определения вызовов и проблем, связанных с сохранением информации в электронном виде, встающих перед государством и обществом;

o       анализа состояния деятельности, отвечающей на эти вызовы и решающей возникающие проблемы; выявления субъектов, осуществляющих эту деятельность, и разделение ответственности за сохранение электронной информации между ними; определения целей, средств и методов подобной деятельности;

o       изучения состояния координации деятельности по сохранению электронной информации на национальном и региональном уровнях, между ведомствами и институциями; выработки первоочередных рекомендаций по совершенствованию такой координации;

o       оценки уровня осознания проблемы сохранения информации руководителями и специалистами институтов памяти, национальной и региональных книжных палат и других заинтересованных организаций, а также широким кругом общественности;

o       анализа международного и российского законодательства и подготовки предложений по созданию правовой базы долговременного сохранения электронной информации;

o       разработки основных положений многоуровневого плана действий по сохранению электронной информации, а также показателей успешности реализации этого плана.

·        Рассмотреть вопрос о разработке концепции федеральной целевой программы создания инфраструктуры сбора и сохранения электронной информации, аналогичной Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.

·        Определить федеральные и, соответственно, региональные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию государственной политики в сфере сохранности национальных и региональных электронных ресурсов в архивах, библиотеках, музеях.

·        Определить меры ответственности институтов памяти за долговременное сохранение создаваемого ими электронного контента (баз данных, каталогов, полнотекстовых ресурсов и т.п.);

·        Содействовать разработке национальных и/или адаптации международных стандартов, отвечающих требованиях долговременного сохранения электронной информации.

·        Принимать активное участие в Межправительственной программе ЮНЕСКО «Информация для всех» и способствовать усилению этой Программы, являющейся международной междисциплинарной и межинституциональной площадкой для формирования рамок политики, дискуссий и обмена передовым опытом, и выделяющей сохранение информации в качестве одного из своих приоритетных направлений. Оказывать поддержку деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».  

 

к Федеральному Собранию Российской Федерации:

  • при обсуждении поправок к 4-ой части Гражданского кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов»:

o       разрешить депозитарным учреждениям в целях долговременного сохранения создание неопределенного количества копий и перевод электронного контента на новые технологические платформы (дополнение в редакцию статьи 1275 4 ч. ГК).

o       распространить действие закона «Об обязательном  экземпляре документов» на социально-значимые сетевые ресурсы, в т.ч. разрешить депозитарным учреждениям сбор сетевых ресурсов с использованием технологий веб-харвестинга для целей долговременного сохранения;

 

к институтам памяти и профессиональным ассоциациям и объединениям библиотек, книжных палат, архивов, музеев, к центрам научно-технической информации:

·        Принимать активное участие в исследованиях, направленных на:

o       разграничение ответственности институтов памяти;

o       разработку критериев оценки и отбора электронного контента для долгосрочного сохранения;

o       выявление не сохраняемого цифрового наследия;

o       нормирование деятельности по сохранению цифровой информации на различном уровне;

o       обмен опытом, методами, технологиями работы.

·       Инициировать и организовывать мероприятия, направленные на изучение проблемы сохранения электронной информации, развитие теории и практики, обмен опытом, включая зарубежный, в данной сфере.

·       Выработать предложения по актуализации имеющегося законодательства и подготовке новых законодательных актов, направленных на решение первоочередных задач в сфере долгосрочного сохранения электронной информации.

 

к образовательным учреждениям и институтам переподготовки и повышения квалификации специалистов институтов памяти:

·       Разрабатывать и распространять высококачественные образовательные программы и курсы по сохранению электронной информации.

·        Включить компонент по сохранению электронной информации в программы и курсы информационной грамотности.

 

к правительственным и неправительственным структурам, вовлеченным в деятельность по оцифровке:

  • Включить в проекты по оцифровке компонент, связанный с долгосрочным сохранением создаваемого электронного контента.

 

к организациям отрасли ИКТ:

  • Содействовать стандартизации и унификации форматов долгосрочного хранения электронной информации.
  • Поддерживать разработку и внедрение свободного открытого программного обеспечения для сохранения электронной информации.

 

к Организационному комитету конференции:

  • Довести настоящий документ до сведения Правительства Российской Федерации, а также распространить в СМИ и через основные профессиональные информационные каналы сфер культуры, науки, образования, ИКТ, издательского дела.

 

 

 

Ссылки:

 

© 2006-2013 Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”