Поиск

Государственный Интернет-Сайт правовой информации


 

Начала работу Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания»

 

2012-26-06

 

25 июня 2012 года в Москве в Атлас Парк-Отеле начала работу Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», организованная Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Комиссией Российской Федерации по дела ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при участии ИФЛА, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Секретариата ЮНЕСКО.

 

Этот форум объединил около 120 представителей более 40 стран мира – экспертов в области политики построения обществ знания, ведущих исследователей и преподавателей, работающих в сфере журналистики, библиотечного дела, педагогики, руководителей и специалистов органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ, и других специалистов, занимающихся вопросами информационной грамотности и СМИ. Конференция проходит в рамках председательства России в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех».

 

Свои приветствия участникам конференции направили заместитель министра культуры Г. П. Ивлиев, Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский, Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г. Э. Орджоникидзе, президент ИФЛА И. Пэрент, руководитель Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы В. В. Черников. Заместитель Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев и заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации Я. Карклинс направили в адрес конференции свои видеообращения.

 

Работу конференции открыл председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин. На открытии выступили заместитель директора департамента науки, образования и информационных технологий – начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ Т. Л. Манилова, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям А. Н. Воропаев, программный специалист Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Ирмгарда Касинскайте-Буддеберг и председатель Секции по информационной грамотности ИФЛА Мария Карме Торрес Кальво.

 

Ключевыми докладчиками первого пленарного заседания конференции, посвященного концепции медиа- и информационной грамотности, стали:

  • Альберт Букхорст, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды) − Понятие медиа- и информационной грамотности
  • Эндрю Витворт, профессор Университета Манчестера (Великобритания) − Разработка концепции медиа- и информационной грамотности
  • Кэролин Уилсон, президент Ассоциации медиаграмотности, профессор Университета Западной Онтарио (Канада) − Медиаграмотность: понимая слово, понимаем мир

 

В панельной дискуссии, продолжившей программу первого дня конференции, к докладчикам присоединились руководитель Центра прогнозирования будущего образования Университета им. Бен-Гуриона в Негеве, председатель Израильского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Аарон Авирам (Израиль), руководитель Департамента информации и Интернета Министерства культуры Ирака Ахмед Саад Аль-Басри (Ирак), директор Фундаментальной библиотеки Белорусского государственного университета, президент Белорусской библиотечной ассоциации Петр Лапо (Беларусь), профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Александр Вячеславович Шариков (Российская Федерация).

 

Вопросы, связанные с концепцией медиа- и информационной грамотности, были далее раскрыты в следующих выступлениях: 

  • профессор Университета Веракруз Хесус Лау (Мексика) − Конвергенция медиаграмотности и информационной грамотности
  • профессор Университета Шеффилда Шила Веббер (Великобритания) − Медиа- и информационная грамотность: сила в разнообразии
  • декан факультета информационного менеджмента Университета Хаджеттепе Серап Курбаноглу (Турция) − Анализ концепции информационной грамотности

 

Под руководством программного специалиста Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Ирмгарды Касинскайте-Буддеберг и председателя Секции по информационной грамотности ИФЛА Марии Карме Торрас Кальво начали свою работу две рабочих группы конференции − «Индикаторы медиа- и информационной грамотности» и «Декларация медиа- и информационной грамотности. Стратегические направления развития».

 

На пленарном заседании «Грамотность в контексте обществ знания» выступили:

  • профессор Университета Бордо Венсан Ликет (Франция) − Информационная трансграмотность: насколько это возможно?
  • директор НИИ информационных технологий социальной сферы, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Наталья Ивановна Гендина (Российская Федерация) − Проблема интеграции информационной и медиаграмотности в контексте российских реалий
  • профессор Университета Загреба Соня Шпиранец (Хорватия) − Грамотность и социальные медиа. Что делать: отказаться от концепции информационной грамотности или пересмотреть ее?
  • профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Иосиф Михайлович Дзялошинский (Российская Федерация) − Медиаматрицы как предмет медиаграмотности

 

Медиа- и информационной грамотности как качественно новому концепту и его связи с другими видами грамотности были посвящены доклады следующих участников конференции:

  • президент Фонда «Современная Польша» Ярослав Липшиц (Польша) − Разработка стратегии медиа- и информационной грамотности
  • профессор Университета Сегеда, председатель Венгерского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Ласло Карвалич (Венгрия) − Информационная культура личности: вертикальная модель
  • заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова Ирина Владимировна Жилавская (Российская Федерация) − О медиаинформационной грамотности в России: на пути к новой парадигме
  • профессор Университета Панджаби, президент Индийской ассоциации преподавателей библиотечно-информационных наук Джагтар Сингх (Индия) − Медиа- и информационная грамотность как основа обучения
  • президент Международной ассоциации медиаобразования MENTOR, профессор Каирского университета Сэми Тайе (Египет) − Новая медиаграмотность молодого египтянина
  • заведующая отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования Национальной академии наук Украины Анна Владимировна Онкович (Украина) − Медиадидактика высшей школы
  • заведующая кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Татьяна Яковлевна Кузнецова (Российская Федерация) − Культурная компетентность как целевой индикатор информационной грамотности
  • директор Центра дополнительного профессионального образования библиотечно-информационных специалистов Национальной библиотеки Сербии Гордана Любанович (Сербия) − Цифровая грамотность и информационная безграмотность

 

Дискуссии участников продолжились на Круглом столе «Инструменты развития медиа- и информационной грамотности. Проблемы региональной адаптации Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для преподавателей».

 

Работа Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» завершится 27 июня.